Центральная Азия

Столетний юбилей, который невозможно было предсказать!

В Астане 10 ноября 2017 г. состоялось чествование 100-летнего юбилея партии "Алаш" и правительства "Алаш-Орды" на крупной международной конференции, в которой участвовали свыше 1300 человек. Мне удалось выступить на пленарной сессии этого большого собрания в качестве иностранного гостя. А ведь было время, когда бы я никогда не помыслил, что такое событие может произойти когда-нибудь вообще.

В этой связи хотел бы поведать о том, как я стал активным исследователем истории Алаш. Как через себя лично я пропустил эту одновременно героическую и трагическую страницу наших народов - казахов и кыргызов. После окончания истфака Ленинградского университета я некоторое время преподавал студентам историю КПСС, как это требовалось в брежневскую эпоху, названной затем застоем. Да, стоял застой, особенно идеологический! Но с началом политики перестройки в 1985 г. подули свежие ветры.

Началось переосмысление истории и ее уроков, реабилитация политиков, чьи имена находились прежде под строгим идеологическим запретом. Первым был реабилитирован Юсуп Абдрахманов и некоторые другие. Я сам написал несколько статей о нем и других политиках. И вот однажды ко мне на кафедру истории КПСС Киргосмединститута звонит незнакомый человек и просит меня помочь реабилитировать своего отца - Абдыкерима Сыдыкова.

Я уточнил у него, тот ли это Сыдыков, который проходит по истории компартии Киргизии и истории республики вообще как самый ярый "враг кыргызского народа"? Он ответил утвердительно, на что я ответил ему, что это просто невозможно: «Ваш отец представляется компартией самым страшным врагом кыргызского народа, каких отродясь еще не было!». На что он спокойно ответил: "Знаю! Ты бы лучше зашел ко мне домой, я бы тебе показал его документы. Они наверняка тебя заинтересуют". Я согласился и пришел.

То, что я увидел, превзошло все мои ожидания. Эрик Каримович Садыков, так звали сына "врага народа", показал мне фотографии и личные документы Абдыкерима Сыдыкова. С фотографий на меня смотрел симпатичный молодой человек дворянской внешности с умным лицом.

"Враг народа" оказывается был выходцем из знаменитого кыргызского аристократического рода, окончил Верненскую мужскую гимназию, учился в Казанском университете, служил до революции в Пишпекской уездной управе переводчиком, а затем после Февраля заместителем Пишпекского уездного комиссара Туркестанского комитета Временного правительства, возглавлял отдел по оказанию беженцам юридической помощи, состоял в партии "Алаш" и левых эсеров, а также четырежды исключался из рядов партии большевиков.

И мы с другом и коллегой по кафедре доцентом Сувакуном Бегалиевым рискнули и написали большой биографический материал про Абдыкерима Сыдыкова, который был опубликован на 2-х полосах очень прогрессивного издания "Комсомолец Киргизии", которую редактировала Бородина.

Реакция партийного аппарата не заставила долго ждать. Тут же по всем редакциям была распространена партийная директива, которая настрого потребовала от них не принимать и не публиковать материалы о "враге народа" Абдыкериме Сыдыкове. К директиве была прикреплена справка о "геройствах" Сыдыкова - двурушничество, предательство своего народа в период восстания 1916 г., подготовка антисоветских и кулацких мятежей, участие в антипартийной деятельности и т.д.

Многие из этих обвинений мне стали понятны позже, когда я стал изучать материалы об Алаш. Меня же самого к себе пригласил директор Института истории партии Дж. Джунушалиев, который попытался провести со мной воспитательную беседу, но увы. Я уже засомневался и это настроение во мне все больше и больше росло. Отчаявшись, директор спросил: "Может быть Сыдыков твой родственник или земляк?". «Нет, - ответил я, - он не имеет ко мне никакого отношения». Впоследствии мы подружились с профессором Джунушалиевым, который под грузом новых исторических фактов, как человек сильный и порядочный, признал свою неправоту.

После этой встречи полной неожиданностью для меня стал звонок от главного редактора журнала "Коммунист Кыргызстана", который, несмотря на партийный запрет, изъявил готовность опубликовать материал об алашевце Сыдыкове и сдержал свое слово. Статья вышла в органе ЦК КП Киргизии. После этого, мы в соавторстве с академиком В.М. Плоских и другими авторами написали и опубликовали книгу "Абдыкерим Сыдыков: национальный лидер" (Бишкек: изд. Кыргызстан, 1992, 184 с.), который вышел тиражом в 10 тыс. экз. в типографии ЦК КП Киргизии.

Это была победа! Имя Сыдыкова начало очищаться от политических наветов, а он сам признан первым президентом независимого Кыргызстана А. Акаевым одним из отцов-основателей кыргызской советской государственности. В центре Бишкека с его памятника начинается Аллея героев Кыргызстана.

Что же собственно мы узнали в первые годы перестройки о партии "Алаш" из тех скудных источников и материалов, которые были у нас под рукой? И которые удалось найти, пока архивы спецслужб были открыты до 1994 г.

Первое. Идея о создании партии среди группы казахских интеллигентов возникла в период русской революции 1905 -1907 гг. как филиала кадетской партии. Но кадеты, стоявшие на позиции единой и неделимой России, отказались признать национальную платформу алашевцев, предлагавшую создать на своей территории автономию Алаш.

Россия виделась ей как демократическая страна, устроенная по федеративному принципу. Поэтому партии Алаш в это время не удалось зарегистрироваться, а ей самой пришлось искать союзников в социалистическом лагере - сначала левых эсеров, затем большевиков. Партия Алаш стала "леветь".

Лидеры партии Л. Досмухамедов встречался в Москве с Лениным и Сталиным; А. Букейханов, А. Ермеков и Х. Габбасов вели переговоры с советским правительством по телеграфу. А. Байтурсынов перешел линию фронта и установил контакты с советским руководством. Кыргызские алашевцы А. Сыдыков, И. Айдарбеков и другие установили союзнические отношения с левыми эсерами, вступив также параллельно в их ряды. Это и было оказывается с их стороны проявлением "двурушничества".

Второе. К Февралю 1917 г. в Туркестане уже действовало около 34 партий и общественных организаций - партии "Алаш", "Туран", "Шуро-Исламия", "Улема", "Иттифак", союз "Букара", «Киргизское общество», «Совет ислама» и т.д. И лишь одна из коренных организаций носила откровенно светский характер - партия "Алаш", которая сначала стояла на либеральных позициях.

Третье. Партия "Алаш", проанализировав предшествующую неудачную практику борьбы с царизмом путем вооруженных восстаний, грозивших истреблением угнетенных народов, отказалась от вооруженной борьбы с царизмом и взяла курс на мирный путь - завоевание власти путем участия в парламентских и местных выборах, разъяснительной работы с массами. Это не противоречило либеральной парадигме.

В этой связи партия негативно отнеслась к начавшемуся восстанию 1916 г., которое было подготовлено германской и турецкой разведками, чтобы открыть в тылу Российской империи "второй фронт". Кыргызские алашевцы разделяли эту здравомыслящую позицию. Отсюда проистекал и второй большевистский миф об Алаш как антинародной партии, вставшей на путь предательства восстания 1916 г., которое большевики рассматривали как предтечу социалистической революции как результат классовой борьбы в Туркестане.

Алашевцы, там, где уже невозможно было остановить бунты, вставали во главе их, чтобы не довести вооруженные столкновения до геноцида населения. Например, предводитель восстания Канат-хан Абукин сдался властям, чтобы прекратить кровопролитие ценой самопожертвования. Он был казнен в Верном 1 февраля 1917 г.

Четвертое. В феврале 1917 г. создается пишпекский филиал партии "Алаш", во главе которой встал Абдыкерим Сыдыков. В организацию вступили Дуур Сооромбаев, Сейдахмат Чукин, Найзабек Тулин, Иманалы Айдарбеков, отец и сын - Курман Лепесов и Искак Курманов, Сатаркул Джангарачев, Имаш Кообеков, Садык Мураталин, Касымбай Тельтаев, Осмоналы Сыдыков, Ишмухамед Кендырбаев и другие.

Ядром организации выступили представители кыргызской аристократии - манапы, интеллигенция, служащие местной царской администрации, гимназисты и студенческая молодежь. Ветераном партии был просветитель Ишеналы Арабаев, который редактировал в 1913-1918 гг. газету "Казах" - политический орган ЦК партии "Алаш". Он имел близкие отношения с лидерами партии Алиханом Букейхановым и Ахметом Байтурсуновым, которые были его друзьями.

Другим ветераном партии был переводчик областного военного губернатора Ибраим Джайнаков. В списке пишпекского отделения партии также числились брат и сын предводителя восстания 1916 г. Канат-хана Абукина – Касым Абукин и Карыпбай Канатов.

Среди приведенного списка алашевцев мы видим лучших сынов Кыргызстана. Абдыкерим Сыдыков, Иманалы Айдарбеков и Ишеналы Арабаев вошли в число отцов-основателей советской кыргызской государственности. А. Сыдыков писал труды по истории кыргызов и экономике кочевого хозяйства. И .Арабаев стал автором первых кыргызских азбук и учебников для школ. Дуур Сооромбаев и Курман Лепесов были меценатами, строившими для кыргызских детей школы. Осмоналы Сыдыков был первым талантливым и профессиональным историком. Касым Тыныстанов - первым профессором-кыргызом, писателем и литературоведом. Остальные впоследствии зарекомендовали себя на советской работе способными управленцами и организаторами народного хозяйства.

Пятое. После свержения царизма партия «Алаш» легализовалась. За короткий срок она провела подряд три съезда - в апреле, июле и декабре 1917 г. Делегатами на 1-м учредительном съезде «Алаш» (их называли "киргизскими съездами") были кыргызы И. Арабаев и Д. Сооромбаев. Третий всеобщий съезд Киргизского края в Оренбурге завершил организационное оформление партии и сформулировал ее основные программные положения. Лидером партии был избран Алихан Букейханов. В работе этого съезда участвовали кыргызы А. Сыдыков, Т. Худайбергенов, К. Лепесов и И. Курманов.

Шестое. Партия Алаш имела свою программу, опубликованную в газете "Казах" 21 ноября 1917 г., которая свидетельствует, что в Туркестане была альтернатива большевистской программе. Вопреки заявлению ее лидеров, что альтернативы большевизму в стране не было.

В программе говорилось: «Россия должна стать демократической, федеративной республикой (демократический, народный, федеративный союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе стоит Учредительное собрание, в промежутках - президент, избираемый учредительным собранием и Государственной Думой». Это была программа строительства правового государства.

Алашевцы предлагали прогрессивную систему выборов: «Правом выбора пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым, равноправным и тайным голосованием». Модель устройства Российского федеративного государства переносилась и на «Автономию Алаш» (по имени общего предка тюрков, по которому должно было называться предполагаемое государственное образование, в состав которого должны были войти все народы Туркестана).

Гарантировались права национальным меньшинствам, культурная и экстерриториальная автономии, пропорциональное представительство в правительстве и государственных учреждениях. Объявлялось равноправие народов, неприкосновенность личности, свобода слова, союзов, демонстраций. Религия отделялась от государства. Взимание налогов должно было проводиться дифференцировано - «богатый платит больше, бедный - меньше». Достоянием всех должно было стать народное образование. Продажа земли категорически запрещалась.

Седьмое. Партия "Алаш" в Пишпекском уезде просуществовала почти полтора года и была закрыта летом 1918 г. в числе первейших. Наступало время красного террора. Прошедшее время партия провела в заботах о возвращении кыргызских беженцев из Китая, защитой их прав и обеспечении их всем необходимым, действуя самостоятельно и через комиссариаты Туркестанского комитета Временного правительства.

Партия была популярна в массах и участвовала в политических кампаниях по выдвижению своих представителей в органы власти. Например, кандидатами в депутаты Учредительного собрания семиреченцы не назвали ни одного большевика. От партии «Алаш» кандидатами стали: переводчик областного военного губернатора Ибраим Джайнаков, Д. Сооромбаев и А. Сыдыков; от «Букары» в блоке с левыми эсерами - алашевец М. Тынышпаев, эсеры - начальник Переселенческого управления А.Шебарин, верненский голова О. Шкапский и волостной управитель манап Дардаил Абдулин.

Восьмое. В период гражданской войны большевики вели беспощадную войну против т.н. "буржуазно-националистических правительств" (Кокандская автономия, Крымская директория, Татаро-Башкирское правительство и т.д.). В 1919 г. было распущено "автономное татаро-башкирское правительство" Ахмет-Заки Валидова и на ее месте образована Башкирская АССР - автономия советского типа.

Такой разворот в советской национальной политике давал алашевцам надежду на осуществление своих чаяний хотя бы на платформе большевиков. В 1920 г. Киргизская (Казахская) АССР была провозглашена, правда, без главенствующего участия алашевцев.

Девятое. Алашевцы составили костяк будущей оппозиции против Советской власти. Они стали инициаторами создания Киргизской горной области в 1921-1922 гг., когда стало невозможным образование автономии Алаш. В 1925 г. они выступили против политики партии, сделав заявление "тридцати".

В 1933 г., через 15 лет после ухода с политической арены партии "Алаш", А. Сыдыков создаст подпольную Социалистическую Туранскую партию (СТП) и вновь возвратится к поиску иной, отличной от советской, модели устройства общества и государства, где каждый гражданин мог бы свободно жить, мыслить и развиваться.

Что, же стало с руководителями кыргызского филиала партии «Алаш»?

К 1938 г. они уже были почти все поголовно истреблены. Д. Сооромбаев расстрелян ЧК в 1921 г. И. Арабаев погиб в тюрьме в 1933 г. К. Лепесов погиб в 1927 г. по пути в ссылку в Украину. И. Курманов погиб в лагерях. К. Канатов был трижды осужден, провел в лагерях 30 лет и умер в 1954 г. Историк О. Сыдыков бежал в Китай. В 1938 г. расстреляны А. Сыдыков, И. Айдарбеков, К. Тыныстанов, С. Чукин, Н. Тулин, К. Тельтаев, С. Мураталин и другие.

Многих казахстанцев удивило, что у партии Алаш был кыргызский филиал. Удивило это и кыргызстанцев, многие из которых не знают о существовании Пишпекского отделения партии "Алаш", куда вошли лучшие сыны родины. А ведь это наша общая история и культура, которая является наследием наших народов, страницы которой мы должны сделать достоянием наших народов и всего мира.

Безусловно, феномен партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орды» должен изучаться комплексно с широким анализом деятельности их региональных, областных, районных филиалов, военных и других формирований на местах. Там непочатый край работы, много не обнародованных и не исследованных материалов и фактов. Там судьбы конкретных людей, репрессии и трагедии тысяч граждан, патриотов наших стран и народов.

В Казахстане многое делается для развития исторической науки и культуры. Но государство не может дойти до самых глубинных сторон исторического процесса. Нужна также поддержка общественных организаций, инициативы ученых и самих граждан. Например, в Казахстане создан и работает «Общественный Фонд по реабилитации и увековечиванию памяти лиц, пострадавших в борьбе за свободу и независимость Казахстана «Каhармандар».

Подобные фонды давно уже созданы и успешно функционируют при поддержке государства и бизнес-структур в других цивилизованных государствах. Согласно своим уставным целям и задачам, Фонд намерен во взаимодействии с научными, государственными и другими общественными организациями, политическими партиями, краеведами системно заняться исследованиями подобных белых пятен истории.

Полагаю, что необходимо всемерно поддержать этот благородный и полезный для народа гражданский порыв. Мы со своей стороны готовы конструктивно сотрудничать с ним, а может быть и создать его филиал у нас в республике в целях укрепления дружеских и братских уз между нашими народами и государствами.

9015

Написать комментарий: