Статья

Страна застрявших реформ

На повестке дня в преддверии президентских выборов кандидаты снова обещают изменить Конституцию, выбрать на референдуме президентскую или парламентскую форму правления и т.д. Не обойдется, наверное, и без внесения поправок в Герб, Флаг, Гимн и прочие государственные символы и атрибуты. Между тем этот зуд к «пустопорожнему реформаторству», когда причиной всех неудач признается неправильный «цвет флага» или «слова в гимне», давно прошел в соседних постсоветских государствах, которые приступили к другим этапам национально-государственного строительства. Некоторые из них вошли в Европейский Союз, другие стремятся к этому, третьи хотят попасть в «тридцатку» самых развитых экономик мира. Россия замахнулась вернуть статус мировой сверхдержавы. А что же происходит с Кыргызстаном?

В политологии первый этап строительства национального государства называется «этапом малого государства», когда актуальными являются вопросы геральдики, национальных символов, государственного устройства, форм правления и т.д. Мы до сих пор обсуждаем эти вопросы и вносим отдельные поправки, хотя время, отведенное на дискуссию (нач. 90-х гг.), уже давно прошло.

Это является свидетельством того, что наше молодое государство застряло на первом этапе и уже давно пора сняться с якоря и уйти в самостоятельное плавание. В этом принципиальное отличие нашего государства от соседей, которые уже более двух десятков лет тому назад перешли ко второму этапу – «этапу развития» и берут на этом пути новые высоты, о которых было сказано в преамбуле статьи.

В годы сталинизма в СССР сложилась т.н. «конформистская», номенклатурная бюрократия, которая была готова служить кому угодно и как угодно, лишь бы быть при власти и собственных интересах. Отсюда невысокие моральные качества, да и плохая образованность чиновников, которые поражают нас своей духовной ограниченностью и низким профессионализмом.

В таком же виде она пребывает и сейчас. В ходе т.н. «революций» они толпами перекочевывают из одной команды в другую, сохраняясь и при новых режимах. Характерные признаки такой бюрократии – безынициативность, боязливость, равнодушие к государственным интересам, коррупционность, продажность и т.д.

Поэтому очень важна подготовка новой бюрократии, которую называют «гражданской» или «ответственной». Cтране нужны не яркие популисты и политические шарлатаны, а управленцы-реформаторы, умеющие ставить цели и добиваться их, жестко защищающие национальные интересы, обладающие экспертным мышлением, логическим, системным и научным подходами. Нужны руководители, могущие приехать на работу на велосипеде, играющие и поющие на современных музыкальных инструментах...

В Кыргызстане за годы независимости произошло слияние конформистской бюрократии с олигархией, кланами и преступным миром в один правящий класс. Поэтому даже после двукратной насильственной смены власти в Кыргызстане ничего не изменилось. Даже персоны не изменились. Все те же лица, которые и раньше ничего существенного не добились. Продолжают процветать коррупционные системы, взяточничество, бюрократизм и профессиональная некомпетентность. Качество власти ухудшается, ибо на волне революции во власть приходят много случайных людей. Опыт показывает, и не только наш собственный, что в ходе социальных потрясений из власти всегда вымываются, главным образом, профессионалы и люди принципов.

«Конформисты» же находят тысячи путей вновь вернуться во власть. Деградация и депрофессионализация власти усугубляется культурным разрывом между разными поколениями управленцев, падением роли науки и образования, утратой духовных ценностей. Приходят новые лица с иной мотивацией и духовной ориентацией. Главная для них ценность - не права человека, как на Западе, или государство, как на Востоке, а «бабло». При таких обстоятельствах ускорение «смены элит», о необходимости которой заговорил даже президент Атамбаев, может привести к еще большим негативным последствиям. Смена элит должна состояться, но не по критериям возраста, а по критериям качества, личных заслуг и достижений.

Сейчас в целом не произошло и не происходит смены элит, несмотря на громкое объявление о создании «технократического» правительства молодых реформаторов. Из молодых там только министр Новиков, которому 25 лет. Остальные уже зрелые 40-50-летние люди. За прошедшее время после 2010 г. не появилось ни одной яркой новой личности, известной своими выдающимися качествами и заслугами. Кыргызстаном все еще правят кадры брежневского призыва. А если нет смены элит, то не будет и перемен.

В Восточной Европе, республиках Балтии, Молдове, Грузии за 30 лет сменилось 5-6 поколений элит. Поэтому страны быстро меняются. Чтобы провести эффективную смену элит, недостаточно привести к власти 4 министров. Нужно привести во властные органы, в т.ч. и на местах, тысячи, а может даже десятки тысяч молодых реформаторов. Этим делом должно было активно заниматься Госагентство по кадрам, но где оно и чем занимается?

Власть в Кыргызской Республике плохо обучена и образована. Поэтому в стране буксуют все реформы, за которые она бралась. Необученная власть все время изобретает велосипед, начинает с чистого листа, бежит на месте, не знает, что делать и как делать. Поэтому у населения нет чувства уверенности, что такая власть способна вытащить страну из кризиса и обуздать коррупцию. Этим объясняется охватившая страну социальная апатия. Политическая система продолжает оставаться закрытой и невосприимчивой к внешним и внутренним угрозам и вызовам.

Население в целом занято выживанием и адаптацией к новым условиям. Сохраняя в целом патерналистские представления, общество слабо уча­ствует в процессе модернизации, предоставляя конформистской бюрократии и олигархии, как и прежде, широкие возможности для проведения реформ в своих личных интере­сах. В связи с чем постоянно воспроизводится неудачный институци­ональный выбор.

Ошибка первоначального выбора закрепляет­ся блокировкой интересами групп, которые получают доходы на установленной системе правил. В результате происходит сращивание власти и бизнеса (собственности), что не позволяет модер­низировать общество. Сейчас все высшие руководители Кыргызстана – представители бизнеса. Солидно представлен бизнес в правительстве, парламенте и на местах, о чем свидетельствуют публикации их ежегодных доходов. Это и есть олигархия - худшая форма правления по Платону и Аристотелю, т.е. в Кыргызстане создана и продолжает существовать политическая система, прямо противоположная демократии.

Власть теряет рычаги управления над своей территорией, о чем свидетельствует сложившаяся система коллективной безответственности, итоги выборов, неспособность лидеров договариваться между собой, кризис экономики, неудачи в судебной реформе и т.д. Страна политически и экономически пятится назад, движется нестабильно, неуверенно, рывками и с надрывом. Задача роста ВВП в 7,5% объявляется амбициозной, хотя, по прогнозам ученых, даже при ежегодном росте ВВП на 10% Кыргызстан войдет в число среднеразвитых стран лишь к концу 21 в. Но ведь и они на месте стоять не будут.

Предложенные ранее и ныне программы, концепции и планы свидетельствует о продолжающейся некомпетентности и слабости правительства в проектной деятельности.

Причем, в них опять повторяются те же постулаты, которые не принесли успеха в прошлом. Хотя в условиях глобализации стране требуются нестандартные подходы и решения, «обгоняющая стратегия развития», вместо применяемой сейчас и заведомо бесперспективной «догоняющей» стратегии.

Например, СССР все время пытался догнать и перегнать Америку и ничего из этого не вышло. Все это создает сильную тревогу за будущее страны, ощущение неустойчивости и слабости власти, и объясняет рост оппозиционных настроений. В политический процесс в ходе т.н. «революций» вовлечены большие группы людей (молодежь, безработные, маргиналы, криминалитет), обладающие незрелым сознанием, жаждущие активных действий и удовлетворения личных амбиций. В стране с избытком «спасителей» и «мессий», но катастрофически не хватает лидеров, могущих управлять переменами, знаниями, мыслящих рационально и нестандартно.

Зрелые люди пассивны, т.к. они видят, что опять идет обычная борьба за власть, за место во власти, за деньги и имущество. Хорошим комментарием к сказанному служит грабеж банковских ячеек и продолжающийся передел собственности. 7 апреля люди еще умирали на площади, а некоторые революционеры уже чистили банки и переписывали на себя чужую собственность.

Сокрушительный удар по управлению был нанесен в связи с поспешным, недостаточно продуманным переходом к парламентской форме правления и передачей кадровой политики в руки политически незрелых, аморфных, недемократических и вождистских партий, у которых нет своего профессионального кадрового потенциала

При этом была выбрана (или навязана) такая модель парламентаризма, в основе которой лежит политический конфликт, а не взаимодействие между исполнительной и законодательной ветвями власти, что очень важно для обеспечения политической стабильности Кыргызстана. Отсюда новая волна кадровой чехарды и потеря управляемости страны. Потрясения, полагаю, если не предпринять решительных мер, не завершатся и в будущем, после избрания нового главы государства.

Фото Андрея Стенина, © Sputnik
 

2623

Написать комментарий: