Статья

Государство, гражданское общество, бизнес: как наладить эффективное взаимодействие?

Анализ политической системы КР показывает, что в годы независимости у нас сложилось неэффективное постсоветское бюрократическо-олигархическое государство, не восприимчивое к переменам. Это государство, где правящим классом выступает постсоветская бюрократия в союзе в олигархией, которые стоят на страже своих интересов. Этим можно объяснить повальную бюрократизацию, коррупцию, криминализацию, медленный экономический рост, низкий уровень жизни, политику полумер, антидемократизм власти, нынешние провалы реформ, низкие международные рейтинги и т.д., и т.п.

Кыргызстану же для развития нужно демократическое государство, как это голословно записано в Конституции и законах. Поэтому очень актуально правящим элитам, если они хотят чего-то достичь, вырваться из нынешнего политического кризиса и экономического тупика, немедленно предпринять меры по приведению КР в соответствие с существующим правом.

С номенклатурной, постсоветской по сути бюрократией, демократии и демократических отношений в КР не построить! Не добиться верховенства права, защиты прав человека, ввести открытые и прозрачные процедуры, общественный контроль, сотрудничество между государством, НКО и бизнес-сектором и т.д., так как все это чуждо и опасно для неэффективного бюрократически-олигархического государства, от которого населению уже нет никакой пользы.

Идеологическая концепция, основа бюрократического государства нашего образца – строительство «управляемой демократии», выпячивание национальных особенностей через распространение евразийства, борьба с Западом, а еще точнее - сохранение своей власти любой ценой. Поэтому демократические реформы буксуют, тянутся десятилетиями и без видимого успеха. Например, в КР 26 лет идет судебная реформа, но последние ангажированные процессы над оппозицией, правозащитниками, СМИ и журналистами, показывают, что на ветер впустую выкинуты десятки миллионов долларов, а все без толку. Стало еще хуже.

Реформы в Кыргызстане и постсоветском пространстве делаются не для народа и для страны, а для галочки, для кредиторов, чтобы получить новые кредиты, гранты, которые можно распилить.

В стране не видно борьбы за будущее, схваток идей, альтернатив. Единственное, что бьет фонтаном – это коррупция и борьба внутри правящих элит за контроль над страной и ее богатствами.

Конечно, что в этой обстановке многое зависит от качества элит – политических, бизнес, гражданского общества, нравственное качество которых неуклонно падает, несмотря на объявленные Года нравственности, истории или культуры. Зависит от их гражданской позиции, желания изменить историю и страну.

Поэтому стране крайне нужен план реформ, необходимо активнее выдвигать в управление КР лучших представителей гражданского общества, бизнеса. Не просто лучших, а кадров, являющихся естественными носителями демократических ценностей. Необходимо искать союзников в государственном аппарате и бизнес-сообществе, НКО-секторе, действовать решительно, наступательно и принципиально. Надо готовить реформы, обучать кадры для НКО-сектора, ставить реальные цели и добиваться их.

Государство всегда стремилось к доминированию и подавлению других секторов жизнедеятельности. До конца ХХ в. между ними складываются доминантно-дискриминационные отношения. Затем все больше утверждается принцип партнерства, т.е. изменяется философия, дух этих взаимоотношений. После завершения неоконсервативных революций на Западе в 70-х гг. 20 в. утвердился принцип партнерства и диалога.

Эта система стала называться межсекторальным социальным партнерством или системой функционального представительства интересов. К 60-70 гг. 20 в. складывается традиционная три-партистская система (государство-партии-профсоюзы). В конце 70-х гг. 20 в. на мировую авансцену выходят новые общественные движения (НКО), ставшие катализаторами нового социального партнерства, инициирующие взаимодействие с властью на постоянной основе, привлекающие к своим программам средства бизнеса. В 90-х гг. 20 в. НКО сделали рывок в сторону повышения участия граждан в принятии политических решений. Сегодня в мире идет переход от «государства партий» к «государствам общественных объединений», наблюдается кризис традиционной модели. В условиях глобализации НКО раньше объединились в глобальные международные сети, чем государства и бизнес. Изменились современные роли и место государства, бизнеса и НКО.

Государство – это политический союз подданных, граждан, выработка общих правил, регулирование общественных отношений, определение целей и задач развития, воспитание и защита населения и т.д.

Бизнес – выживание и рост благосостояния людей.

НКО (третий сектор) – служба спасения, решает проблемы и искореняет пороки государства и бизнеса (социальное предпринимательство, микрокредитование и т.д.) У каждого из названных секторов есть свои преимущества и недостатки.

Государство – власть, аппарат принуждения, мобилизации населения, выработки и принятия решений, недостатки - бюрократизм, волокита, большие затраты, неоперативность и т.д.

Бизнес – инициатива, наличие средств, знание проблем экономики, кадры и т.д.

НКО – свобода, инициатива, знание проблем, адресность, гибкость, быстрота реагирования, плюрализм, они менее бюрократизированы, экономичны, более технологичны и т.д.

Безусловно, что в Кыргызстане, переживающем транзитный период, есть свои проблемы и слабости в налаживании сотрудничества между секторами. В частности:

Не завершен процесс либерализации и демократизации, который идет не последовательно: то приливами, то отливами, откатами назад.

КР – «слабое государство», где бюрократия и олигархия выступают правящим классом, процветает коррупция, беззаконие, бедность... И такое «слабое» государство занимает в целом по отношению к другим секторам доминирующую позицию. Представляете, какие страшные деформации и трансформации происходят внутри этого треугольника?

Бизнес слабый в экономическом и политическом отношении, находится в сильной зависимости от «слабого» коррумпированного и некомпетентного государства.

НПО – тоже еще слабы, разобщены и немногочисленны. Число НКО, например, в КР – 17 тыс. или примерно 60 тыс. человек. Это около 1% населения Кыргызстана. В США в НКО, например, занято около 50%, в ФРГ – 37% населения. Экономически развитая страна – это 5% владельцев малых и средних предприятий среди всего населения. В КР владельцев МСБ - 11 572 человек вместо 300 тысяч, или в 25 раз меньше нормы. СМИ подконтрольны своим хозяевам, не занимаются аналитикой, воспитанием граждан, продвижением прогрессивных идей. Партии тоже очень слабы и сильно зависимы от «слабого» государства.

В заключение следует сказать, что сотрудничество трех секторов – государства, бизнеса и гражданского общества может и должно привести к успешному проведению политики реформ и строительству развитого демократического общества и государства. Конфронтация или борьба государства с гражданским сектором или бизнесом, нездоровое соперничество между собой, что мы наблюдаем сейчас в Кыргызстане, и как показывает мировой опыт, ни к чему хорошему не приводило и не приведет.

Фото сайта nurnews.kg

4110

Написать комментарий: