Статья

Когда можно будет поверить государству?

На днях звонок из налоговой: вежливый голос спрашивает, есть ли возможность оплатить налоги авансом. Такая практика очень распространена, это уже не удивляет. В очередной раз объясняем, что в приоритете вознаграждения команде, а налоги выплатим вовремя. Вежливый голос в свою очередь не удивлен и, видимо, набирает следующий номер.

Одним из главных показателей, по которым мы регулярно получаем новости от правительства, является собираемость налогов. Обычно это звучит так: «Собрали больше, чем в прошлом году, но план все же не выполнен». Увеличение госбюджета - священная корова правительства КР, а теневая экономика - главный враг.

В этом году премьер-министр озаботился патентной системой. В августе он заявил: «Вообще, патентная система вводилась, чтобы дисциплинировать налогоплательщиков. С тех пор прошло 20 лет, но мы все никак не можем избавиться от патентной системы». И вот уже к концу году мы видим, что в парламенте обсуждаются изменения в Налоговый кодекс, которые должны существенно ограничить применение патентов.

А так ли важен рост доходов бюджета? Давайте разберемся. В 90-е годы, в первое десятилетие независимости, госбюджет Кыргызстана составлял менее 20% от ВВП. В третье, заканчивающееся десятилетие, он держится на уровне чуть выше 30% от ВВП. Иначе говоря, государство забирает и перераспределяет в полтора раза большую часть экономики страны. Хорошо ли это?

Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно иметь экономическое образование. Достаточно подумать, видим ли мы хотя бы одну государственную услугу, оказываемую качественно? Считаем ли, что государство умеет тратить деньги с умом? Ответ на эти вопросы подсказывает, можем ли мы доверять государству перераспределение еще большей части экономики.

Для людей, которые думают, что увеличение доходов в бюджет нужно ради зарплат бюджетников, будет полезно узнать, что в 2013 году 35% государственного бюджета тратились на заработные платы, и эти проценты снижались почти каждый следующий год, достигнув 32% в 2017 году и 31% в 2018-м. Бюджет при этом растет в среднем на 13% в каждый из последних 10 лет, но тратится на другое.

По версии Transparency International, в главном рейтинге Corruption Perception Index, оценивающем восприятие коррупции в мире, Кыргызстан на 132 месте из 176 стран. За всю историю в этом рейтинге (Кыргызстан в нем с 2003 года) мы не выбирались из числа 25% худших стран. Что это означает? Если мыслить позитивно, то у нас есть большой резерв для улучшения работы государства без увеличения сбора налогов - можно просто чуть меньше воровать.

Коррупция - причина митингов. Коррупция - причина смога. Коррупция не просто делает нас беднее, она сокращает наши жизни, рубит деревья в наших городах, заражает ВИЧ детей в роддомах, увеличивает количество аварий со смертельным исходом, оставляет нас наедине с холодом без ТЭЦ и проявляется еще миллионом способов.

Нет политика в Кыргызстане, который бы не клялся бороться с коррупцией, но также нет и результатов такой борьбы.

Это объясняется очень просто: у государства в этом вопросе явный конфликт интересов. Природа чиновничьего аппарата была изучена Сирилом Норкотом Паркинсоном еще в середине XX века: бюрократия воспроизводит сама себя и растет на 5-7% в год, даже когда работы для нее не становится больше.

Это сложный организм, который плохо умеет помогать людям, но хорошо умеет выживать и наращивать жир. Именно поэтому недобор налогов правительство рассматривает как повод придумать, как выжать из экономики больше ресурсов, а не как сигнал о необходимости экономику поддержать. Логика примерно такая: когда корова перестает давать молоко, ее нужно просто хорошенько побить.

Когда Саакашвили пришел к власти в Грузии, борьба с коррупцией была главной задачей его команды. Они много сажали в тюрьмы поначалу и даже создали специальный телеканал, по которому показывали суды над коррупционерами и съемки скрытой камерой моментов дачи взятки милиционерам. Они также увеличивали зарплаты чиновникам. И все же эти меры по-настоящему проблему коррупции, по признанию другого грузинского реформатора Кахи Бендукидзе, не решали.

Реальный прогресс в борьбе случился тогда, когда от посадок чиновников правительство перешло к перестраиванию процессов. Взяток тем меньше, чем меньше чиновники напрямую взаимодействуют с населением. Поэтому формула проста: коррупции меньше там, где нужно меньше справок, лицензий, сертификатов. Коррупции больше в странах, где на все нужно получать разрешение от государства. В Китае вот рубят руки проворовавшимся чиновникам. Уже много веков рубят, а ворующих рук становится только больше.

Нам пора осознать, что бюрократия всегда будет стремиться сохранить и преумножить коррупцию.

Говорят, алкоголики никогда не завязывают по-настоящему. Избавиться от пагубной привычки невозможно, но можно научиться контролю. Этот контроль - наша гражданская работа.

Итак, если нас уже не обмануть громкими судебными делами против чиновников, то чего мы, на самом деле, должны добиваться? Отталкиваясь от закона Паркинсона, поверить в искренность борьбы с коррупцией по-настоящему можно будет тогда, когда увидим, что бюрократия начала сокращаться.

Простой рецепт на 3 года:

Год 1. Из каждого государственного ведомства увольняют половину откровенно бездельничающих чиновников - продуктов бесполезного ежегодного нарастания бюрократии. В это же время государство отменяет половину разрешений, сертификатов, справок, лицензий.

Год 2. Благодаря дерегулированию работы чиновников, их становится намного меньше, поэтому из оставшихся 50% можно уволить еще половину. Параллельно процедуры автоматизируются, внедряются сайты, на которых люди могут получать государственные услуги, искусственный интеллект забирает большую часть технической работы чиновников.

Год 3. Благодаря внедрению технологий из оставшихся 25% чиновников можно уволить еще половину.

Итого остается 1 чиновник из 8, коррупции становится намного меньше, и вот теперь уже судебное преследование может помочь добить остатки коррупции. Параллельно можно поднять заработные платы эффективно работающих чиновников в 4 раза, и все равно расходы окажутся в 2 раза меньше, чем сейчас, а возможности для коррупции сократятся в десятки раз.

Резюмируя, нам нужно добиваться следующего:

1. Права человека соблюдаются, а чиновникам стыдно сообщать, что налогов собрали больше.

2. Бюджет - не более 20% от ВВП, как было в 90-е годы.

3. Чиновников в 8 раз меньше, и они намного профессиональнее.

4. Разрешений нужно получать в десятки раз меньше. А когда получаешь, то обращаешься к государственным сайтам, но не к чиновникам.

И вот когда государство начнет расходовать деньги умно, оно обретет моральное право требовать от экономики увеличения выплат в бюджет. Мы все будем рады платить больше тому, кто искренне старается. Старается для нас, ради нас и под нашим контролем.

Фото пресс-службы ПКР.

Публикации на сайте center.kg отражают мнения авторов и могут не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.

6110

Написать комментарий: