Исследование

Право народа на восстание и апрельская революция 2010 года. Часть 3

продолжение. Начало здесь

В статье «Марксизм и восстание» В. Ленин писал: «Восстание, чтобы быть успешным, должно опираться не на заговор, не на партию, а на передовой класс. Это во-первых. Восстание должно опираться на революционный подъем народа. Это во-вторых. Восстание должно опираться на такой переломный пункт в истории нарастающей революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая, когда всего сильнее колебания в рядах врагов и в рядах слабых половинчатых нерешительных друзей революции. Это в-третьих. Вот этими тремя условиями постановки вопроса о восстании и отличается марксизм от бланкизма».

В. Ленин призывал относиться к восстанию, как к искусству: «…отказаться от отношения к восстанию, как к искусству, значит изменить марксизму и изменить революции».

Важной ступенью в разработке В. Лениным плана Октябрьского вооруженного восстания 1917 г. стала статья «Советы постороннего». В ней были сформулированы следующие правила восстания:

«1) Никогда не играть с восстанием, а, начиная его, знать твердо, что надо идти до конца. 2) Необходимо собрать большой перевес сил в решающем месте, в решающий момент, ибо иначе неприятель, обладающий лучшей подготовкой и организацией, уничтожит повстанцев. 3) Раз восстание начато, надо действовать с величайшей решительностью и непременно, безусловно переходить в наступление. «Оборона есть смерть вооруженного восстания». 4) Надо стараться захватить врасплох неприятеля, уловить момент, пока его войска разбросаны. 5) Надо добиваться ежедневно хоть маленьких успехов (можно сказать: ежечасно, если дело идет об одном городе), поддерживая, во что бы то ни стало, «моральный перевес».

Теоретические взгляды В. Ленина и его практическая деятельность оказали решающее воздействие на развитие советской идеологии, правопонимания и государствоведения. В советский период в марксистско-ленинской теории государства и права право на восстание рассматривалось через соотношение социалистической революции и права.

Советский теоретик государства и права С.С. Алексеев отмечал «не следует смешивать право трудящегося народа на революцию или право наций на самоопределение с правом как особым юридическим феноменом. Право трудящихся на революцию против эксплуататоров, на революционное преобразование мира (право не в смысле системы юридических норм, а более глубокое социальное явление) – объективная необходимость и социальная оправданность политики рабочего класса, всех трудящихся».

Анализ исторического опыта идеологии восстания позволяет выделить некоторые теоретические установки, нашедшие подтверждение в политической практике:

1) при разрешении существующих в обществе острых противоречий предпочтение следует отдавать установленным законом (легальным) способам разрешения социальных конфликтов;

2) идеология восстания эффективна там и тогда, где и когда существует острое недовольство населения государственно-политическим режимом, своим социально-экономическим положением, господствующей идеологией, и когда в само революционное движение вовлечена подавляющая часть населения государства.

3) идеология восстания становится господствующей в том обществе, в котором закономерно назрели предпосылки формирования нового общественного строя.

4) важное значение имеют организация и военно-техническая подготовка вооруженного восстания. Партия, осуществляющая руководство восстанием, должна иметь разветвленную систему своих органов по всей стране, опираться на единомышленников по взглядам, но при этом не быть сектантской, «заговорщической».

5) восстание должно носить наступательный характер.

Такова общая характеристика формирования и развития основных политико-правовых, религиозных и философских идей и взглядов, обосновывающих право народа на восстание.

Несмотря на утрату прежнего влияния на общественное развитие, идеология восстания в настоящее время продолжает занимать определенное место в социальных и политических преобразованиях, имеет собственную социальную базу и периодически «реанимируется» к жизни политическими лидерами в отдельных странах мира. Живучесть идей, обосновывающих необходимость насильственной смены исторического типа государства, вызвана их простотой, доступностью, глубокой теоретической проработкой и углублением острых социально-экономических и политических противоречий, присущих в настоящее время для большинства стран т.н. «третьего мира». При этом идеология восстания и ее положительная роль в общественном развитии оценивается не столь однозначно.

Право народа на восстание в международном праве и в конституциях государств

В настоящее время в международном праве право на сопротивление (право на сопротивление угнетению, право на восстание) – это право граждан любыми средствами защищать иные принадлежащие им права и свободы. Право на сопротивление относится к естественным правам, то есть не требует подтверждения нормами позитивного права.

Так, в преамбуле Всеобщей декларации прав человека ООН от 10 декабря 1948 г. указывается: «… принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения;».

В современных условиях практическая реализация права народа на восстание может быть связана только со следующими обстоятельствами: проведение государственными органами и должностными лицами политических репрессий или политики геноцида населения, а также в случае захвата государства или части его территории другим государством (военно-политическим блоком государств).

Политические репрессии означают применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия. Карательная политика и произвол государства по отношению к собственным гражданам автоматически освобождают этих людей от лояльности применяющему репрессии политическому режиму. Преследование политических оппонентов, уничтожение противников режима никогда и ничем нельзя оправдать. Право на восстание означает, что народ может установить другой порядок, выбрать новую, лучшую власть и начать «с чистого листа».

Под геноцидом населения нужно понимать уничтожение этнических, расовых или религиозных групп населения, причинение тяжкого вреда их здоровью (т.н. «этнические чистки»), насильственное противозаконное перемещение людей (депортацию), а также создание таких социально-экономических условий, которые приводят к физическому вымиранию населения. Осуществление вооруженного восстания против государства, выступающего в роли преступника по отношению к целым народам, будет ничем иным, как необходимой обороной.

Таким образом, напрашивается вывод, что открытая акция сопротивления группы людей государственной власти является крайней формой отторжения несправедливости правящего режима, которое глухо и чуждо к чаяниям народа. Иными словами, если нарушения прав граждан приобретает массовый характер, а добиться справедливости в судах, у правоохранительных органов и чиновников невозможно, то граждане имеют законное и нравственное право на восстание и свержение этой власти.

В большинстве современных демократических стран, в том числе и в Кыргызстане, в конституциях провозглашается народный суверенитет, предполагающий, что единственным источником власти в государстве является народ и, следовательно, имеет право сопротивляться узурпации власти или её злоупотреблениям. Возможно, именно поэтому право на сопротивление (право на восстание) не находит специального закрепления в большинстве современных конституций.

Ещё одной причиной может быть то, что право сопротивления весьма непросто юридически отграничить от опасности попыток политических экстремистов захватить власть насильственным путем, ссылаясь на то, что существующее правление якобы нарушает определённые права и свободы граждан.

Тем не менее, в ряде современных конституций государств Европейского Союза это право сопротивления закреплено.

Так, в Основном законе Эстонии, принятом в 1992 году (часть 2 ст. 54) читаем: «Каждый гражданин Эстонии имеет право, за отсутствием иных средств, оказывать попыткам насильственного изменения конституционного строя сопротивлением по собственной инициативе».

В ст. 23 Хартии основных прав и свобод Чехии 1991 года закреплено: «Граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто посягает на демократический порядок осуществления прав человека и основных свобод, установленный Хартией, если деятельность конституционных органов и действенное использование средств, предусмотренных законом, оказываются невозможными».

Часть 5 ст. 20 Основного закона Германии гласит: «Все немцы имеют право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны». Идея данного положения навеяна опытом гитлеровского фашизма, пришедшего к власти в 1933 году законным путем, а затем уничтожившего установленный конституционный строй.

Об этом же гласит ст. 32 Конституции Словакии: «Граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто посягает на осуществление демократических прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных настоящей Конституцией, если деятельность конституционных органов и действенное использование средств, предусмотренных законом, оказываются невозможными».

В ст. 3 Конституции Литвы от 1992 года отмечается, что «народ и каждый гражданин вправе противодействовать любому, кто насильственным путем посягает на независимость, территориальную целостность, конституционный строй Литовского государства».

В Основном законе Греции (часть 4 ст. 120) закреплено: «Соблюдение Конституции вверяется патриотизму греков, которые правомочны и обязаны оказывать сопротивление всеми средствами всякой попытке отменить ее путем насилия».

Ст. 21 Конституции Португалии гласит: «Каждый пользуется правом оказывать сопротивление любому приказу, который наносит ущерб его правам и свободам и их гарантиям, а также применять силу для отпора любому нападению, если невозможно обратиться к представителям власти». По сути, здесь речь идет о праве на личную самооборону в широком смысле этого слова, что в определенных ситуациях может означать и действия в защиту конституционного строя.

окончание следует.

Фото Владимира Пирогова, ©REUTERS

4617

Написать комментарий: