Статья

Особенности развития НКО на постсоветском пространстве

Почему демократические преобразования жестоко буксуют на постсоветском пространстве? Дело ведь не только в лидерах? Этому есть одно простое объяснение.

Российская империя позже всех стран в Европе вступила на путь развития буржуазных отношений, которые привели мир к демократии и современным высоким достижениям по уровню жизни и развитию всех сфер жизни, что собственно и стало итогом развития демократии, выборности и сменяемости представителей власти, их ответственности перед избирателями, установления верховенства права, развития НКО и т.д.

Демократия на постсоветском пространстве и сейчас, как 100-200 лет тому назад, развивается мучительно и трудно, непоследовательно, зигзагами, временными наступлениями и резкими откатами назад, что негативно влияет на ситуацию в других постсоветских странах, как, например, Кыргызстан.

Тем не менее изучение сектора некоммерческих организаций показывает, что он не привнесен на постсоветское пространство извне, а является внутренним исторически обусловленным социальным феноменом. Борясь с логикой развития, с тем, что все равно произойдет, мы тратим зря ресурсы и время, обрекая страну и общество на стагнацию и отсталость. Историю нельзя обхитрить или повернуть вспять. Раздавит...

В Российской империи законодательство об объединениях стало бурно развиваться в годы первой русской революции 1905–1907 гг. Императорским манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. подданным было даровано право на «незыблемые основы гражданской свободы» на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

4 марта 1906 г. был подписан указ "О временных правилах об обществах и союзах», которые давали официальное понятие общества, союза и профессионального общества; подчеркивали бесприбыльный характер их деятельности; устанавливали порядок их создания; определяли требования к учредительным документам, порядок ликвидации и использования имущества.

«Обществом» считалось «соединение нескольких лиц, которые, не имея задачи получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель», а «союзом» – «соединение двух или нескольких таких обществ, хотя бы через посредство их уполномоченных». Действие правил не распространялось на союзы и общества, преследующие религиозные цели и общества, образуемые учащимися в учебных заведениях.

Правила запрещали создание и функционирование обществ: преследующих цели, противные общественной нравственности или воспрещенные уголовным законом; угрожающие общественному спокойствию и безопасности; управляемые учреждениями или лицами, находящимися за границей, если эти общества преследуют политические цели. Они содержали и ограничения для отдельных категорий подданных.

Несовершеннолетние, а также учащиеся низших и средних учебных заведений, равно как и лица, состоящие на военно-морской и иной государственной службе, не допускались ни к образованию общества, ни к участию в нем. Учащиеся вузов были вправе создавать общества, действующие вне учебных заведений, в случаях, если данное право предоставлялось уставом вуза.

23 апреля 1906 г. выходят «Высочайше утвержденные основные государственные законы», п. 38 которых гласил: «Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов определяется законом». Данный период существования объединений характеризовался сугубо разрешительным порядком создания обществ.

После падения самодержавия, Временное правительство в Декларации от 3 марта 1917 г. провозгласило свободу союзов, а 12 апреля приняло Постановление о союзах и собраниях, отменившее все ограничения свободы союзов и объединений. Последним нормативным актом Временного правительства стало постановление от 21 июня 1917 г. «О регистрации товариществ, обществ и союзов», установившее судебный порядок их регистрации и ликвидации.

Советский период также характеризовался строго разрешительным порядком существования любых негосударственных организаций, которые носили своеобразный характер. Гегемония компартии привела к отсутствию независимых организаций в стране. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 12 июня 1922 г. «О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций» устанавливалось, что такого рода съезды не могут созываться без разрешения НКВД.

Теория правового государства рассматривалась как буржуазная и неприменимая к Советскому государству. В этой связи компартия рассматривала общественные организации как средство укрепления своего влияния на массы, вовлечения их в общественную деятельность под руководством и контролем партии.

Право на создание общественных организаций было продекларировано в Конституции СССР. В ней говорилось, что в соответствии с целями коммунистического строительства, граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.

Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач. Конституция определяла, что общественные организации участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, и гарантировала оказание им помощи и поддержки со стороны государства, в частности, в создании необходимых материальных условий.

Конституции СССР 1936 и 1977 гг., признавая свободу союзов, не включали в это понятие свободу создания и деятельности иных политических партий, кроме коммунистической. Отсутствовало и законодательство об общественных организациях, в связи с чем не были урегулированы вопросы их создания, организации, прав и обязанностей. Все, что касалось их, решалось партийными органами вплоть до их открытия или закрытия.

Уставы общественных организаций никем не регистрировались, но в обязательном порядке согласовывались с партийными органами, которые постоянно вмешивались в их внутренние дела. Вопросы создания и деятельности общественных организаций решались подзаконными актами, ведомственными распоряжениями и инструкциями.

С началом политики «перестройки» начался процесс образования первых НКО в СССР. 9 октября 1990 г. был принят закон «Об общественных объединениях», а 10 января 1991 г. утверждено постановление Совета Министров СССР «Правила рассмотрения заявлений о регистрации уставов всесоюзных, межреспубликанских и международных общественных объединений». Термин же «некоммерческая организация» впервые был введен ст. 18 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» от 31 мая 1991 г., официально закрепившим разделение организаций на коммерческие и некоммерческие.

Но поскольку к указанному времени произошел распад СССР, Верховный Совет РФ постановлениями от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» и от 3 марта 1993 г. «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» установил, что вышеупомянутые «Основы» применяются на территории РФ с 3 августа 1992 г.

Таким образом, официальной датой рождения НКО в российской правовой системе следует считать 3 августа 1992 г. Еще четверть века тому назад в России существовал лишь один сектор – ​государственный, который был единственным производителем и гарантом услуг (в т.ч. и социальных). Теперь к нему добавился второй – ​коммерческий и третий – ​НКО.

НКО, возникавшие в СССР в 1988-1991 гг., были самодеятельными неформальными организациями. Вместе с ними граждане познали вкус политической свободы. Среди них выделялись движения экологической, правозащитной, историко-просветительской, научно-культурной и регионально-патриотической направленности. Большую роль в появлении и развитии НКО сыграли представители творческой и научной интеллигенции, студенческая молодежь, а также представители комсомола.

Наибольший всплеск появления новых НКО пришелся на 1995-1996 гг. В это время появилось немало организаций, занимающихся защитой юридических, экономических прав определенных социальных групп и населения в целом (правозащитные организации, общества защиты прав потребителей и вкладчиков, объединения по защите прав военнослужащих и др.).

Такие же перемены в политической системе наблюдались и в Кыргызстане. В настоящее время в республике насчитывается около 17 тыс. НКО, в которых работают десятки и сотни тысяч граждан нашей страны. Развитие третьего сектора было связано с принятием Конституции КР 1993 г., провозгласившей в ст. 21.4. «право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», а также принятием Гражданского кодекса КР, в котором установлено, что НКО могут создаваться в форме кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных общественных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 85).

Однако потенциал НКО еще недостаточно используется в процессе преобразования постсоветского пространства. К сожалению, некоммерческий сектор в СНГ не стал результатом реформ. А это означает, что общество не имеет важной социальной, экономической и гражданской компоненты, и ее отсутствие будет сказываться постоянно. В конечном счете, целью реформ является не демократия и рынок, а общество свободных граждан, самостоятельно обеспечивающих себя.

Гражданское общество на таком огромном пространстве невозможно без развитых гражданских структур, которые и составляют некоммерческий сектор. Нельзя построить современное демократическое общество и государство только усилиями бюрократии и бизнеса, путем отчуждения от этого процесса гражданского общества.

3070

Написать комментарий: